Страничка музыкального руководителя

Музыкальный руководитель - Шумская Татьяна Геннадьевна 

 

Консультация для родителей "Задачи воспитания художественного мышления дошкольников на музыкальных занятиях". 

Соединение науки с практикой становится характерной особенностью происходящей в настоящее время реорганизации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении в сторону его интенсификации, в результате которой творческая деятельность должна занять ведущее положение. Решение этой задачи предпринимается в работе музыкальным руководителем как основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

   Задача воспитания художественного мышления, занимающая центральное место в методике воспитания  дошкольников, формирование на этой основе практических навыков выступают как взаимосвязанные процессы. Учебно-воспитательные  задачи, направленные на развитие художественного мышления, предполагают вовлечение юных музыкантов в активную творческую деятельность с самого раннего возраста. Но в то же время творчество – деятельность, которая может возникнуть лишь в результате эффективного освоения предмета, - требует гармоничного развития способностей каждого ребёнка. Это и вызывает необходимость системного построения учебно-воспитательного  процесса, в котором будут реально действовать внутри- и межпредметные связи.

   В настоящее время педагогические коллективы руководствуются тремя основными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса:

♪- чётко определять объём знаний, умений и навыков, обязательных для овладения детьми по каждому виду музыкальной деятельности в каждой возрастной группе;

♪- заранее планировать учебно-воспитательный процесс по возрастным категориям;

♪- наиболее продуктивно использовать время музыкальных занятий.

 

   Эффективному внедрению этих положений в практику может способствовать фиксирование учебно-воспитательных задач в понедельной развёртке.

   Содержание учебно-воспитательного процесса излагается в виде тематических задач для музыкального руководителя. Язык и форма общения с детьми-дошкольниками избираются педагогом с учётом возможностей восприятия различных возрастных категорий.

   Последовательность задач отражает усложнение трудностей. Задачи излагаются по основным направлениям учебно-воспитательной работы:

♫- воспитание художественного мышления;

♫- целостное восприятие музыкально-образных явлений;

♫- осознание закономерностей воплощения музыкально-образных явлений.

   Такое разделение задач даёт музыкальному руководителю представление, каким образом конкретизировать закономерности музыкального языка на основе ассоциаций с жизненным опытом детей, их представлениями об окружающем мире, искусстве и т.д.

   Творческая деятельность содержит задания по импровизации несложных музыкально-ритмических рисунков на различных музыкальных инструментах, что позволяет детям по своему усмотрению применять приобретённые знания в новых условиях и тем самым развивает его творческие возможности.

   Для успешного развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста необходимо помнить, что начало работы над новыми заданиями не освобождает от контроля за закреплением предыдущего материала, поскольку большинство навыков усваивается на протяжении длительного времени.

   Разделение учебно-воспитательных задач на ряд направлений позволяет следить за логикой развития понятий и навыков и является условным. Учебно-воспитательная работа с дошкольниками совершается на основе взаимосвязи учебных задач. Доминирует среди них воспитание художественного мышления, на основе которого пробуждается интерес и любовь к музыке, формируются слуховые представления, развиваются творческие навыки.

   Степень усвоения навыков проверяется при самостоятельном их применении детьми в музыкально-дидактических играх или в самостоятельной музыкальной деятельности.