Страничка педагога-психолога

Профессиональная позиция психолога: « Не решать за другого человека любого возраста его проблему, а решать эту проблему вместе с ним, укрепляя его веру в свои силы, свои возможности, в самого себя».

                Цель деятельности педагога-психолога:

содействие в создании в образовательном учреждении

социальной ситуации развития, соответствующей

индивидуальности и обеспечивающей психологические 

условия для охраны здоровья и

развития личности всех участников

образовательного процесса.

 

Основные задачи
деятельности педагога-психолога:

  • Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы дошкольного образования
  • Сохранение психологического здоровья детей (выявление факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности и  обеспечение психологической безопасности образовательного пространства).
  • Осуществление адаптационных мер при изменении социальной ситуации развития детей (переход из домашней среды в детское учреждение, из одной группы в другую, подготовка к обучению в школе, прохождение возрастного кризиса).
  • Создание условий для организации психопрофилактической поддержки и раннего сопровождения детей группы риска, способствующие предупреждению развития нежелательных тенденций в состоянии психологического здоровья дошкольников.
  • Развитие  позитивных  взаимоотношений  и  коммуникативных навыков  дошкольников
  • Разработка и реализация развивающих и психокоррекционных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.

Развитие ребенка это…

Формирование коммуникативных навыков

  • Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
  • Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно достаточно оставаться времени для игровых занятий, для прогулок. Для общения.
  • Стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх.
  • Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умения подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).
  • Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

Развитие мышления ребёнка

Учите ребёнка:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родово-видовые отношения между предметами и понятиями.

Развитие внимания у детей

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

Устраните отвлекающие факторы.

Развитие памяти детей

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен.
  • Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
  • При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие восприятия

Научите ребёнка:

  • Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить фигуры на 2,4 равные части.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • .Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
  • Знать дни недели, месяцы года.

Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении

  • Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде
  • Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  • Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание.
  • Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку.
  • Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
  • Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми - только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
  • Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
  • В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

Развитие мелкой моторики

Научите ребёнка:

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику

 

 

Скоро в школу... И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

 Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений знакомых взрослых.Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи             

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры.

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым

 9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность